Как известно, в 1972 г. между СССР и США было подписано Временное соглашение по ограничению наступательных стратегических вооружений (Договор ОСВ-1), охватывающее баллистические ракеты наземного и морского базирования. На принципе взаимности за рамки договора были выведены стратегические бомбардировщики (многократное преимущество по которым имели США) и крылатые ракеты большой дальности (которыми тогда располагал только СССР).
В США было принято решение также начать разработку крылатых ракет большой дальности. В связи с необходимостью вывода согласно Договору из состава флота ракетоносцев ранней постройки было принято решение рассмотреть их перевооружение на крылатые ракеты, запускаемые из торпедных аппаратов. Такое решение было вызвано необходимостью соблюдения положения Договора о взаимном контроле. Новая крылатая ракета получила название «Томагавк».
Вскоре после появления информации о начале работ по крылатым ракетам нового поколения в США аналогичные исследования развернулись и в СССР. При этом соответствующие конструкторские разработки и исследовательские работы проводились намного раньше, но не получили развития из-за успехов по разработке более тяжелых сверхзвуковых крылатых ракет. Американские работы по «Томагавку» и ALCM позволили дать «зеленый свет» аналогичным отечественным изделиям. Решением ВПК, а затем и Постановлением правительства от 9 декабря 1976 г. разработка комплекса «Гранат» поручалась свердловскому МКБ «Новатор» (ОКБ-4). К середине 1970-х гг. его конструкторами были спроектированы несколько образцов ракет для комплексов ПВО и ПРО, включая «Круг» и «Бук», а также ракетоторпеды комплексов «Вьюга» и «Ветер».
Летная отработка ракеты началась в июле 1976 г. на полигоне «Песчаная балка» с бросковых испытаний снабженных натурным стартовым двигателем макетов КС-122РС для отработки сброса капсулы. Дальнейшие испытания проводились с борта опытной ДЭПЛ С-49 пр.633РВ. Для проведения испытаний «Граната» подводная лодка С-49 прошла переоборудование на Севастопольском морском заводе. В период с 28 июля по 30 октября 1977 г. на феодосийском глубоководном полигоне были проведены четыре пуска. В первых двух отрабатывался начальный участок полета вплоть до раскрытия аэродинамических поверхностей, а в ходе последующих – также и процесс запуска маршевого двигателя. К концу 1977 г. началась отработка функционирования ракеты на основном маршевом участке полета. Оснащенная автопилотом маршевая ступень ракеты сбрасывалась над акваторией Черного моря с самолета Ту-16КСР-2 для выполнения программного полета по дуге протяженностью 90 км. Однако заданная дальность вначале не была достигнута. 28 марта вновь приступили к пускам с ПЛ, которые выявили низкую надежность маршевого двигателя ТРДД-50. Поэтому было принято решение перейти к применению на ракете двигателя Р-95-300. После ряда неудачных пусков и проводимых доработок во второй половине 1980 г. была достигнута заданная дальность полета 200-220 км.
Далее в течение полутора лет ракета доводилась до штатной комплектации оборудования, после чего начался этап государственных испытаний на Севере. Испытания на Севере стартовали еще в 1979 г. и начались с отработки корабельной аппаратуры, включая систему управления стрельбой. В процессе испытаний были успешно решены наиболее сложные задачи, связанные с отработкой бортовой системы управления и полетов на неслыханные для корабельных крылатых ракет дальности. Первый пуск с лодки по программе главного конструктора провели 30 ноября 1981 г. Государственные испытания начались 23 апреля 1982 г. пуском с берегового стенда, а с 21 июля продолжились и с подводной лодки К-254 – головной ПЛА пр.671РТМК. завершающий их этап осуществлялся пусками с ПЛ с 8 апреля по 23 августа 1983 г., а в апреле следующего года комплекс «Гранат» был принят на вооружение. В 1988 г. завершились и испытания ракеты с ПЛА пр.971.
Общность требований определила и сходство ряда технических решений, воплощенных в советской и американской крылатых ракетах. Выбор торпедного типоразмера определил и основные тактико-технические показатели проектируемых ракет. В принятых массогабаритных ограничениях было невозможно создать скоростную высотную ракету. Прорыв ПВО можно было обеспечить только за счет скрытности: снижением эффективной поверхности рассеяния и полетом на предельно малой высоте. Были, однако, и различия. Так, в соответствии с возможностями торпедных аппаратов отечественных подводных лодок «Гранат» имел на 15% больший полетный вес и был на 1.7 м длиннее по сравнению с «Томагавком». Напротив, единый для большинства флотов мира калибр ТА 533 мм определил в сочетании применением капсулы на подводном участке траектории одинаковый диаметр миделя ракет 514 мм.
Крылатая ракета «Гранат» имеет цилиндрическую форму, обусловленную пуском ее из ТА, прямое несущее крыло малого удлинения, являющееся оптимальным для длительного полета на околозвуковых скоростях и крестовидное хвостовое оперение. Схема крылатой ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с раскрываемыми после пуска крыльями и тоннельным воздухозаборником. Запуск производится при помощи твердотопливного стартового ускорителя, смонтированного за соплом ТРД. Для предельной легкости конструкции ракеты как летательного аппарата и минимизации силовых воздействий на нее на подводном участке движения ракета заключена в капсулу из нержавеющей стали, сбрасываемую после выхода из воды. На подводном участке после выхода из торпедного аппарата и удаления от лодки на 10-20 м ракета в капсуле движется за счет работы твердотопливного двигателя. После пересечения водной поверхности капсула сбрасывается. Отработавший твердотопливный двигатель отделяется, раскрываются консоли крыла и хвостовое оперение и запускается турбореактивный двигатель, обеспечивающий дальнейший полет к цели.
Ракета «Гранат» имеет дальность, почти на порядок превышающую показатели ранее созданных корабельных крылатых ракет. Это потребовало разработки высокоэкономичного турбореактивного двигателя. Что не менее важно, этот двигатель должен был иметь крайне малые габариты и вес. По результатам испытаний был применен Р-95-300, разработанный в ОКБ Фаворского. В сочетании с минимальной высотой полета это также обусловило применение инерциальной системы наведения с радиокоррекцией. Задачи создания малогабаритной бортовой аппаратуры, в особенности системы коррекции, отличались новизной и сложностью.
Ракетный комплекс стоит на вооружении ПЛА пр.671РТМК, пр.971, пр.945А, стоял на вооружении АПКРРК пр.667АТ. Применительно к последней ПЛ в нашей стране воплотилась в жизнь «американская мечта» - так и не реализованный в США замысел перевооружения носителей баллистических ракет на крылатые ракеты нового поколения. А основными носителями комплекса являются наиболее совершенные многоцелевые отечественные ПЛА пр.971.
В системе стратегических вооружений Советского Союза комплекс «Гранат», конечно, имел не очень большое значение, что обусловлено его дальностью в 3000 км. Но, тем не менее, его применение позволяло дополнить удар баллистических ракет крылатыми ракетами, запускаемыми с многоцелевых ПЛ. А это могло иметь и решающее значение. Кроме того, появление этого комплекса позволило многоцелевым подводным лодкам наносить удары по берегу также и при решении задач оперативного уровня, а при оснащении крылатых ракет обычной БЧ – применять комплекс в условиях неядерного конфликта. Таким образом, комплекс «Гранат» хорошо вписывается в систему вооружений нашего ВМФ и является хорошим и качественным оружием – комплексом XXI века.