Мироизация как основа пост-кризисного мира.

Сейчас мы живем в мире, в котором господствует доктрина всемирной глобализации. Глобальная экономика, глобальные общечеловеческие ценности, глобальное общество… Но что стоит за этими понятиями? Сторонники доктрины глобализации приводят следующее определение: «Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция капитала, человеческих и производственных ресурсов в масштабах всей планеты, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран». Вроде в определении выглядит все хорошо… на практике же выходит немного по другому.

Во–первых, фактически неверно то, что процессы глобализации ведут к единению народов, к образованию единого человечества. Это выражается, например, в формировании маргинального человечества, которое никому не нужно и составляет большую часть населения мира, и «золотого миллиарда», существование которого уже никто не ставит под сомнение.

Во–вторых, у процессов глобализации, как, впрочем, у любых социально–экономических процессов, обязательно должен быть субъект. Субъектом глобализации является не все население Земли, а достаточно аморфный, но в целом дееспособный слой — транснациональные элиты, не имеющие этнического, государственного или иного однозначного прикрепления, которые за счет использования, прежде всего, финансовых технологий, позволяющих в секунду переводить миллиарды долларов из одной точки земного шара в другую, контролируют возможности и само существование почти любого государства.

В-третьих, всем народам Земли навязывается одна социокультурная и экономическая модель развития. Да, представители Большого Запада искренне считают и декларируют, что строят единый мир, в котором каждый может реализовывать свои проекты со своими национальными особенностями, но – экономические и финансовые силы любой страны очень слабы по сравнению с уже созданной глобальной финансовой системой. И в результате открытия границ, к чему принуждают практически любую страну посредством международных организаций и других средств, дальнейшее развитие получают, как правило, только наиболее лакомые для субъекта глобализации «куски» собственности, включая природные ресурсы, — все остальное никого не интересует.

Существуют ли альтернативы проекту глобализации? Конечно. И первым из них стоит назвать антиглобализм. Но у него есть одна проблема – по сути этот проект построен на идее отрицания идей глобализации, что видно даже по его названию – «анти», т.е. «против». Свой альтернативный проект мироустройства антиглобализм, в отличие от глобализации, не предоставляет. Именно поэтому движение антиглобалистов с самого своего создания было обречено на стратегическое поражение.

Крупнов

Юрий Васильевич Крупнов – председатель Движения Развития, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лауреат премии президента Российской Федерации в области образования, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Основой альтернативных глобализации процессов может стать переход к целенаправленному мировому развитию, предложенный русским общественным деятелем председателем Движения Развития Юрием Крупновым. Этот альтернативный глобализации процесс можно назвать мироизацией – т.е. совокупной работой на сохранение и продвижение мира как всеобщей ценности и заботы. Таким образом, мироизация – это процесс построения справедливого миропорядка, в котором есть место каждому человеку, каждому народу, каждой стране и в котором жизнь строится на основе честного диалога и сотрудничества.

Субъект мироизации — не узкая элитарная прослойка, осуществляющая эксплуатацию и утилизацию различного рода природных ресурсов, недвижимости, капиталов и людей на Земле, а единое человечество, которое начинает себя рассматривать как управленца, который берет ответственность за происходящее на Земле, не допуская, в первую очередь, разделения человечества на людей разных сортов. Субъект мирового развития определяется через способность ставить и решать мировые проблемы, то есть те противоречия, которые одинаково важны для любого народа и государства на Земле, которые являются всеобщими и «сквозными». Решая мировые проблемы, он осуществляет мировое развитие и альтернативный глобализации процесс мироизации.

В доктрине мироизации сверхдержава сменяется понятием мировая держава – это народ, который способен через свою государственность организовывать человечество, мировое сообщество и весь мир на мировое развитие, формулировать настоящие мировые проблемы и предлагать эффективные средства решения мировых проблем, успешно воплощая их в своей стране. Это возможно только в том случае, если население, особенно молодежь, сумеет осознать и увидеть себя как жителей особой цивилизации личностей, строящей при равном уважении ко всем странам и народам самостоятельную и новую, невиданную еще жизнь.

В отношениях между государствами согласно доктрине мироизации на первую роль выходит диалог цивилизаций. И тут стоит отметить уникальную роль России в истории человечества, потому что Россия является носителем уникального исторического генома, который позволял на протяжении более 1000 лет сосуществовать многим народам, абсолютно разным по культуре, и при этом добиваться предельного уважения к личности каждого человека. Россия готова жить в окружении разных принципов и разных цивилизаций. Причем Россия на протяжении всей истории охотно демонстрировала готовность вступать в диалог и совместное творчество с разными цивилизациями и культурами.

На смену современной экономике, нацеленной на извлечение прибыли любой ценой, согласно доктрине мироизации должна быть создана экономика развития. Ключевым отличием от существующей является ее основная цель – включение населения в достойную жизнь. Через интеграцию фундаментальной науки, развивающего образования и инновационной промышленной системы экономика развития должна обеспечивать включение все большего количества людей в перспективный и высококвалифицированный труд. Среди наиболее важных социально-экономических проблем развития России и мира – деиндустриализация, энергетический кризис, мегаполисная урбанизация и демографический кризис, крайние формы социальной дифференциации внутри обществ и на международном уровне и др. Именно через решение этих проблем развития – по существу, мировых, хоть и имеющих особенности в конкретных регионах и государствах – выстраивается система экономики развития. Постановка и решение этих проблем не может не исходить из категории качества жизни и не может не рассматривать повышение качества жизни как условие оценки эффективности любых социально-экономических мероприятий, проектов и программ.

В настоящее время имеется несколько проблем, без эффективного решения нет возможности выйти в режим развития.

  • Во-первых, это демографическая проблема. В нашем случае демографическая проблема заключается в противоестественном и разрушительном режиме воспроизводства собственного населения, сочетающем в себе, по определению ведущего демографа Леонида Рыбаковского, «европейскую рождаемость и африканскую смертность». В России и на Украине происходит ускоряющееся обезлюдение, фактически, речь приходится вести о вымирании страны.
  • Во-вторых, проблема деформированной внутренней геополитики страны, выражающейся в бесперспективности жизни на основной территории, кроме нескольких относительно благополучных (и то на фоне остальных) анклавов. Опять же – это касается как России, так и Украины – весьма крупной по европейским меркам страны. Первым взрывом контроля пространства стал распад СССР. Сегодня Россия опять на пороге пространственного коллапса, и критической территорией здесь является российский Дальний Восток. Для Украины же критической является малая взаимосвязь между промышленным Востоком и дотационным Западом.
  • В-третьих, градостроительная проблема, наиболее очевидно представленная в «жилищной проблеме» и «проблеме ЖКХ» и связанная с исчерпанностью ресурсов индустриальной урбанизации и невозможностью решения основной массы вопросов расселения, жилья и жизнеобеспечения привычными методами. Особенно показательной является ускоренная мегаполисная урбанизация, свойственная в последние десятилетия странам «третьего» и далее мира.
  • В-четвертых, проблема девальвации промышленного развития и труда, когда сферы коммуникации и услуг вытесняют устаревающие и необновляемые промышленно-индустриальные системы. На это направлены и активно пропагандируемые последние десятилетия идеологии постиндустриального и информационного общества.
  • В-пятых, энергетическая проблема, связанная с опережающим по отношению к производству энергии ростом ее потребления во всем мире и отсутствием новых инфраструктурных решений, способных резко, в разы повышать энергопроизводство.
  • В-шестых, проблема организации общественного развития. Речь идет не только о необходимости новой социальной политики (кризис социальных политик происходит во всем мире), но и о необходимости принципиально определить принципы общественного строительства и тип общественного строя. Для России и Украины данная проблема очевидна, достаточно указать на давно уже обессмыслившиеся споры о том, что лучше: социализм или капитализм.
  • Наконец, в-седьмых, проблема мирового развития. Здесь необходимо отметить кризис мирового порядка и отсутствие адекватных теорий, стратегий и сценариев развития, которые бы охватывали все основные страны мира, включая так называемые неразвитые или слаборазвитые. То же самое касается и России с Украиной, на территории которых одновременно существуют все уклады – от глобальных миростоличных мегаполисов до чуть ли не первобытнообщинных территорий той же нечерноземной «глубинки».

Не будем забывать о том, что изначально слово «экономика» означало «ведение дома», ее основы были разобраны еще Аристотелем и в его интерпретации применимы и к отдельной семье, и к государству, и ко всему человечеству в целом:

  1. Экономика существует для того, чтобы люди могли жить сами, а еще рожать и растить детей. Иначе эти самые люди просто не выживут.
  2. Человек должен трудиться много, но при этом не истощая сил, не гробя здоровье и по возможности оставляя время на другие полезные дела, например на семью и саморазвитие. Желательно, чтобы труд приносил человеку удовольствие.
  3. В первую очередь следует заботиться об удовлетворении наиболее критичных жизненных потребностей: полноценное питание, теплый кров, одежда и т.д. Особенно это актуально для нашего климата.
  4. Остающиеся после удовлетворения критичных первоочередных потребностей средства и ресурсы правильнее тратить не на потребление и удовольствия, коим нет предела, а на развитие в широком смысле этого слова. Цель этого развития – возможность противодействия будущим опасностям и неприятностям. А они появятся обязательно.
  5. Не следует без серьезной необходимости брать в долг, тем более под проценты. Для государства такими «пиковыми» обстоятельствами могут быть только война или сравнимые с ней по масштабу стихийные бедствия.
  6. Следует помнить, что жизнь на тебе не кончается, и детям, и внукам тоже надо будет как то жить. Недопустимо, чтобы им в наследство остались гнилой дом, пустые закрома и куча долгов. Варварски разграбленная страна с уничтоженной промышленностью и истощенными недрами тоже из этой серии.

Вот, собственно, и все. А все нынешние премудрости относятся, согласно Аристотелю к хрематистике – разделу экономики, описывающему рынок и торговлю. Таким образом, мироизация по сути предлагает вместо рыночной экономики создать здоровую экономику в изначальном понимании этого слова. Критерием успеха для такой экономики становится качество жизни – это категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека. Именно через эту категорию оказывается возможным осуществлять интегральную оценку эффективности управления в «постэкономическую» эпоху и таким образом не допускать разговоров об «экономическом росте» или «развитии» в случаях, когда при росте ВВП допускается втягивание в нищету и деградацию большинства населения страны. Государственная работа по определению и реализации заданного качества жизни должна проводиться через законодательное введение стандартов (индексов) качества жизни, которые обычно включают три блока комплексных индикаторов. Первый блок индикаторов качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни и естественного воспроизводства. Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилища, питание, работа и др.), а также социальную удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие). Третий и последний блок индикаторов оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по характеру, спектру и числу творческих инициатив, инновационных проектов, а также по частоте нарушений нравственных заповедей, таких как «не убий», «не укради» и т.д.

Из определения главных проблем страны и мира следует постановка целей развития. К сожалению, для Украины средства достижения целей, о которых речь будет идти ниже, не сформулированы – но, несомненно, это должно быть сделано в самом ближайшем будущем. Итак, целей развития также должно быть семь:

Демографическое развитие. Снижение смертности населения, рост средней продолжительности жизни до 72 лет к 2015 г. и переход с 2012 г. к демографическому росту с достижением в 2050 году численности населения Российской Федерации не менее 200 миллионов жителей. Средство: реализация Демографической доктрины России, опережающее развитие образования и здравоохранения, обеспечение перспективности детства.

Градостроительное развитие. Обеспечение каждой российской молодой семье с 2015 года безусловной возможности приобрести собственный дом–усадьбу. Средство — переход к альтернативной урбанизации на основе малоэтажного усадебного домостроения.

Геостратегическое развитие. Организация центра мирового развития на российском Дальнем Востоке. Средство: создание особого федерального района в Приамурье через организацию энергетическо-промышленного кластера и инфраструктурного плацдарма в Приамурье и переноса столицы России на Дальний Восток или организации там второй столицы страны.

Промышленное развитие. Организация пяти промышленных сфер приоритетного развития страны: градостроительной (см. цель 2), электроники (задача — к 2010 г. довести долю отечественной электроники мирового уровня до 70 %), биотехнологий, ядерной (см. цель 5) и инструментальной (станкостроение и производство технологических линий и универсальных заводов). Сохранение и воспроизводство на новых основаниях базовых промышленных отраслей, среди которых в обязательном порядке — авиапром и автопром. Средство: реализация Промышленной доктрины России.

Энергетическое развитие. Достижение глобального энергетического лидерства и первенства России. Средство: опережающее развитие ядерной энергетики на основе замкнутого ядерного топливного цикла и организация сотовой инфраструктуры малых атомных станций. Подробно проект описан в Ядерной доктрине России.

Общественное развитие. Определение общественного строя России XXI века вокруг принципа личности как того, что задает уникальность и достоинство каждого человека, основу его творческого потенциала, что позволяет каждому человеку на самобытных основаниях участвовать в мировом развитии. Средство: создание лучшей в мире новой российской школы и организация российской государственности как мировой державы — государственности, которая образцово–показательно решает мировые проблемы на собственной территории. Украина же должна тем или иным образом прекратить свою бесконечную холодную войну между Востоком и Западом страны и начинать строить всю свою идеологию не на тезисе «против» - слишком часто оказывается, что против России, апофеозом чего была оранжевая «революция» - а на тезисе «для чего» - для достижения приведенных тут целей и построения достойного нового общества – да, именно в союзе с обновленной Россией.

Мировое развитие. Создание теории и практики мирового развития как русского и шире – восточнославянского – вклада в решение общечеловеческой проблемы развития. Средство: организация по инициативе России при поддержке Украины и Белоруссии в целях укрепления роли ООН новой международной организации — Лиги мирового развития, объединяющей большинство мировых народов на организацию мирового развития.

Реализация данных семи целей требует дальнейшего разбиения каждой цели на задачи и проекты, перевода всей деятельности в планы и графики. И такая работа в настоящее время в России ведется. Общественное Движение Развития совместно с Институтом мирового развития ведет разработку и реализацию вышеупомянутых доктрин России и многочисленных проектов развития.

Какие цели и задачи должно ставить перед собой экспертное сообщество для развития и внедрения идей мироизации и экономики развития в широкое использование? Во-первых, именно эксперты имеют возможность в своих выступлениях, статьях, аналитических оценках «сверять часы» с доктриной мироизации и пользоваться ее положениями и определениями для формулирования своих рекомендаций. При накоплении некоторой критической массы таких документов власть имущие просто вынуждены будут также употреблять определения и руководствоваться критериями мироизации – хотя вначале и слабо будут представлять себе, что же это такое. Во-вторых, вполне возможно организовать негосударственные лаборатории качества жизни (ЛКЖ), которые бы на местах проводили оценки качества жизни по критериям, приведенным выше, публиковали результаты оценок и помогали власти, бизнесу, интеллигенции, населению вырабатывать и принимать решения в пользу улучшения жизни на данном конкретном месте.

Таким образом, доктрина мироизации предлагает сбалансированную модель будущего мира, особенно ценную тем, что в ней отсутствуют взаимные противоречия, которые изначально закладывались в другие мировые проекты. Да, в определенной степени она описывает идеальные государства и идеальные общества. Но разве не для того создаются идеалы, чтобы мы видели к чему нужно стремиться?