Для ясного понимания причин создания кораблей проекта 1134 следует принять во внимание несколько обстоятельств. Прежде всего военно-политическую обстановку в мире в первой половине 1960-х годов с точки зрения блокового противостояния. Ввод в состав ВМФ СССР кораблей ПЛО-ПВО этого проекта диктовался необходимостью прикрытия страны с океанских направлений. С ноября 1960 г. американские подводные ракетоносцы начали нести боевое дежурство в Норвежском море, держа под прицелом объекты, расположенные в глубине советской территории. Вскоре чужие атомоходы с ядерными баллистическими ракетами на борту появились также в Атлантике и Средиземном море, начиналось развертывание 15-й эскадры американских атомных подводных ракетоносцев на о.Гуам. А к середине 1960-х против СССР были развернуты уже 4(!) эскадры ПЛАРБ с постоянным патрулированием в море более 20 только американских подводных ракетоносцев. Кроме них боевое патрулирование несли британские и французские подлодки, ракеты которых тоже были нацелены на крупные города Советского Союза...
В этой связи перед ВМФ СССР была поставлена первоочередная задача по предотвращению возможного ядерного нападения и максимальному ослаблению потенциальных ракетно-ядерных ударов ВМС США и НАТО по территории страны. Решение этой задачи предусматривало организацию своевременного обнаружения и последующего слежения за подводными ракетоносцами потенциального противника, которого следовало уничтожить в случае начала боевых действий. Так родились знаменитые "боевые службы" нашего флота, длившиеся в Мировом океане с 1970 до 1991 г.
Это означало, что проблема ПЛО выходила далеко за пределы решения чисто флотских задач и стала приобретать для ВМФ СССР стратегическое значение. Соответственно возникала потребность в новых боевых кораблях, более совершенных, чем строившиеся в начале 1960-х годов СКР ПВО-ПЛО (впоследствии - БПК) проекта 61. Дело в том, что последние, хотя и считались самыми современными в советском флоте, при самостоятельном использовании, по существу, были "слепыми" и уступали подводным лодкам противника, которые могли применять торпедное оружие с дальности до 18 км, то есть с дистанции, превышавшей возможности средств ПЛО самих кораблей проекта 61 в два-три раза. Вследствие явного несоответствия дальности эффективного обнаружения подводных лодок предельным дальностям использования противолодочного оружия (8000 м) эти корабли не могли решать задачи борьбы с атомными подводными лодками. К тому же они не имели на вооружении противолодочных ракетоторпед и вертолетов, что также ограничивало их возможности.
10 августа 1964 г. правительством СССР было принято решение о строительстве противолодочных надводных кораблей с усиленным составом вооружения. Именно на эти корабли возлагалась задача слежения на боевой службе за развернутыми ПЛАРБ вероятного противника. Различными вариантами советских кораблестроительных программ намечалось построить в общей сложности 32 БПК проекта 1134 (шифр "Беркут"), которые представляли собой дальнейшее развитие тех же БПК проекта 61. Постройка "беркутов" велась первоначально на Ленинградском судостроительном заводе имени А.А.Жданова (ныне - Северная верфь).
Корабль проекта 1134 «Беркут», ТТЗ на разработку технического проекта которого было выдано ЦКБ-53 в декабре 1961 года, предполагалось создать в корпусе и с котлотурбинной энергетической установкой ракетного крейсера проекта 58.
В ходе разработки технического проекта 1134 (главный конструктор В.Ф.Аникиев) выявилась необходимость увеличения размерений корабля, приведшая к росту его стандартного водоизмещения до 5140 тонн (вместо 4300 в проекте 58).
При утверждении в январе 1963 года технического проекта 1134 ВМФ и ГКС было решено усилить средства ПЛО за счёт замены трёхтрубных торпедных аппаратов на пятитрубные (с торпедами СЭТ-65) и размещения новой ГАС «Титан-2». Однако на первых кораблях серии до освоения промышленностью новых образцов вооружения предусматривалось установить ГАС «Титан» и «Вычегда», а также ЗРК «Волна» (вместо ЗРК «Шторм»), число ракет П-35 было уменьшено до четырёх (с размещением только в пусковых установках). Стандартное водоизмещение корабля при корректировке проекта 1134 было увеличено до 5340 тонн.
В ходе рабочего проектирования выполнялись проработки по совершенствованию средств ПЛО за счёт применения противолодочного ракетно-торпедного оружия. По их результатам в январе 1965 года ВМФ и ГКС приняли решение о строительстве последующих кораблей серии, начиная с пятого корабля, по откорректированному техническому проекту 1134А (главный конструктор В.Ф.Аникиев) с заменой ПКРК П-35 на ПЛРК «Метель» (с двумя счетверёнными ненаводящимися пусковыми установками), двумя ЗРК «Шторм», новой, более совершенной РЛС обнаружения воздушных целей и ГАС «Титан-2» с антенной в носовом бульбовом обтекателе. Главные размерения и вооружение сохранялись по откорректированному проекту 1134, а водоизмещение возросло примерно на 300 тонн.
Корабли строились в Ленинграде на заводе имени А.А.Жданова. Заложенный 30 ноября 1966 года головной большой противолодочный корабль проекта 1134А «Кронштадт» вступил в строй 29 декабря 1969 года, а последний, десятый корабль этой серии – в 1977 году.
Размещение на корабле противолодочного ракетного комплекса и мощной гидроакустической станции при наличии вертолета значительно усиливали боевой потенциал корабля в борьбе с подводными лодками противника.