23 июня 1968 г. на верфи «Newport News Shipbuilding and Drydock Co.» был заложен первый американский атомный ударный авианосец нового поколения — CVN68 «Nimitz» — родоначальник большой серии кораблей этого класса, строительство которой продолжается и до настоящего времени. По сравнению со своими предшественниками «Nimitz» имел более высокую боевую живучесть и повышенную ударную мощь. В результате совершенствования морских вооружений потенциального противника «противоавианосные» возможности советских ПЛАРК пр.675 (даже после их модернизации) выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения его группировок. Требовалось создание нового, значительно более мощного и дальнобойного, ракетного комплекса с подводным стартом, обеспечивающего нанесение массированных ударов из-под воды по кораблям с больших дистанций с возможностью избирательного поражения целей.
Под новый комплекс требовался и новый носитель, способный вести залповую стрельбу из подводного положения 20—24 ракетами (по расчетам, именно такая концентрация средств поражения позволяла «пробить» ПРО перспективного американского авианосного соединения). Кроме того, новый ракетоносец должен был обладать повышенными скрытностью, скоростью и глубиной погружения, что обеспечивало ему возможность преодоления ПЛО противника и отрыв от преследования.
Поисковые работы по созданию подводного ракетоносца 3-го поколения начались в 1967 г., а в 1969 г. ВМФ было выдано официальное тактико-техническое задание на создание «тяжелого подводного ракетного крейсера», оснащенного ракетным комплексом оперативного назначения «Гранит». АПКРРК пр.949 (шифр «Гранит») и пр.949А (шифр «Антей») были разработаны ЦКБ МТ «Рубин» под руководством П.П. Пустынцева, затем И.Л. Баранова и принадлежат к отечественным ПЛА третьего поколения. Корабли данного типа предназначены для самостоятельного и во взаимодействии с другими силами ВМФ нанесения ударов крылатыми ракетами и торпедами по крупным надводным кораблям и судам противника, следующим в составе АУГ или конвоев.
АПКРРК пр.949 и пр.949А имеют стальной прочный корпус цилиндрической формы, разделенный водонепроницаемыми переборками на 9 или 10 (на пр.949А) отсеков. Запас плавучести обеспечивает кораблям плавание в надводном положении и непотопляемость при полном затоплении любого отсека прочного корпуса и двух смежных, прилегающих к нему, ЦГБ одного борта, размещенных в междубортном пространстве. Корпус лодки имеет сравнительно тупую форму носовой оконечности и веретенообразную форму двухвальной кормы с большим удалением гребных винтов, плавное изменение кривизны обводов по всей длине, что существенно снижает сопротивление воды движению под водой. Корабли пр.949 и пр.949А способны плавать, погружаться, всплывать и прерывать в любой момент процесс погружения или всплытия при любом состоянии моря, на любом курсе к направлению волны и ветра. На этих лодках установлена система автоматического и дистанционного управления по курсу и глубине, автоматического умерения крена, а также автоматического управления противоаварийными средствами при провалах на опасную глубину, при получении опасных кренов, дифферентов и при заклинивании кормовых горизонтальных рулей. АПКРРК пр.949А имеют неограниченный район плавания, в т.ч. в Арктике, что обеспечивается ледовыми подкреплениями легкого корпуса и ограждения выдвижных устройств. В ограждении выдвижных устройств установлена всплывающая камера на весь экипаж корабля. Наружный корпус покрыт противогидролокационными покрытиями «Плавник» и «Панцырь». Блочная ПТУ полностью амортизирована. Все механизмы установки, включая вспомогательные, размещены на двухкаскадной низкочастотной резинокордной амортизации и соединены с корабельными системами с помощью внеопорных гибких связей, в т.ч. циркуляционных трасс большого диаметра, работающих в диапазоне забортного давления от надводного положения ПЛА до предельной глубины погружения. Система охлаждения ППУ и главных конденсаторов ПТУ может обеспечиваться (до 30%-ной мощности ППУ) самопротоком, что используется на малошумном режиме движения корабля.
Энергетическая установка корабля имеет блочное исполнение и включает два реактора водоводяного типа ОК-650М (по 190 мВт) и две паровые турбины (по 50000 л. с.) с ГТЗА ОК-9, работающие на два гребных вала через редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов. Паротурбинная установка расположена в двух разных отсеках. Имеется два АТГ по 3200 кВт, два ДГ-190, два подруливающих устройства. Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС. Корабль оснащен автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом «Симфония».
В носовой и средней части корабля, между прочным и легким корпусами, под углом 45° к основной плоскости размещены 24 ракетных контейнера противокорабельного ракетного компплекса «Гранит». Сверху они закрыты волнорезными щитами заподлицо с корпусом. Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом (до 24 ПКР, стартующих в высоком темпе). В последнем случае осуществляется целераспределение в залпе. При стрельбе полным залпом ПКРК «Гранит» обеспечивает высокую вероятность поражения авианосцев, следующих в составе корабельных соединений с сильными ПВО и ПРО. Однако использование ПКРК «Гранит» затруднено из-за отсутствия на корабле эффективной системы целеуказания. Оно может быть получено от МКРЦ «Легенда» или самолетов Ту-95РЦ системы «Успех». Использование АПКРРК собственного радиотехнического вооружения для целеуказания на полную дальность стрельбы ПКР 3М45 невозможно. Тем не менее, в настоящее время АПКРРК пр.949А и самолеты Ту-22М являются главным средством противодействия отечественного флота АУГ ВМС США. Наряду с этим боевые единицы группировки могут успешно действовать против кораблей всех классов в ходе конфликтов любой интенсивности.
Кроме ПКРК лодка вооружена мощным торпедным и торпедно-ракетным вооружением, которое размещено в носовом отсеке ПК. Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды 83Р и 84Р ПЛРК «Водопад», 86Р и 88Р ПЛРК «Ветер» и М5 ПЛРК «Шквал» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса. Стеллажи для хранения боезапаса полностью автоматизированы, с устройствами продольной и поперечной подачи, а также устройством быстрого заряжания.
Большие размеры лодки обусловлены мощным вооружением и схемой его размещения, средствами защиты и энергетики. Данное обстоятельство заставило вести постройку АПКРРК пр.949 и пр.949А только на СМП в Северодвинске. Первые два корабля строились по пр.949, а остальные – по пр.949А. Лодки пр.949А имеют дополнительный отсек (5-бис), позволивший улучшить внутреннюю компоновку систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физ.полей и усовершенствовать РТВ. В состав Северного флота вошли К-119, К-141, К-148, К-206, К-266, К-410, К-525. Остальные корабли несут службу на Тихом океане. В настоящее время лодки проекта 949 выведены в резерв.
По оценкам ряда отечественных специалистов, по критерию «эффективность-стоимость» АПКРРК пр.949 и пр.949А являются наиболее предпочтительным средством борьбы с авианосцами противника. По состоянию на середину 80-х годов стоимость одной лодки пр.949А составляла 226 млн. рублей, что по номиналу равнялось лишь 10% стоимости многоцелевого авианосца «Рузвельт» (2.3 млрд. долл. без учета стоимости его авиационного крыла). В то же время, по расчетам экспертов ВМФ и промышленности, один подводный атомоход мог с высокой вероятностью вывести из строя авианосец и ряд кораблей его охранения.