Различными вариантами программ кораблестроения в середине 60-х годов ХХ века предполагалось построить для советского ВМФ 32 БПК пр.1134 (1134А). Однако уже в начале их строительства было понятно, что для выполнения задуманной программы к ее выполнению нужно подключать еще как минимум один завод (помимо ССЗ имени А.А.Жданова, который строил корабли данного проекта), каким мог стать завод им. 61 Коммунара в Николаеве, поскольку там завершалось строительство БПК пр. 61 и постепенно высвобождались мощности для строительства новых кораблей.
Положительный опыт освоения газотурбинных установок на кораблях пр.61, a также потенциальные возможности их производителя - Южно-турбинного завода (ЮТЗ) в том же Николаеве, официально именовавшегося НПО "Заря" - с одной стороны, и в то же время перегруженность главного производителя паровых турбин для надводных кораблей - Кировского завода в Ленинграде - с другой, почти однозначно подсказали или продиктовали решение о корректировке "материнского" пр.1134 под другую энергетику - газотурбинную.
Проектирование и строительство корабля с усиленным составом противолодочного и зенитного вооружения (проект 1134Б, шифр "Беркут-Б") было предусмотрено планом военного судостроения, утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совмина № 855-3310 от 25 октября 1965 г. Корабль создавался в первую очередь для действий в составе поисково-ударных групп по поиску и уничтожению атомных ракетных подводных лодок в удаленных районах океана. Помимо этого, он предназначался для действий в составе тактических групп оперативных эскадр ВМФ с целью придания им боевой устойчивости; обеспечения противолодочной, противовоздушной и противокатерной обороны своих подводных лодок при развертывании их в океане и возвращении в базу; охранения судов и кораблей на переходе морем от атак подводных лодок, авиации и легких сил противника. После рассмотрения эскизного проекта 61А в апреле 1966 г. Минсудпром и ВМФ утвердили основные элементы корабля ПЛО-ПВО (в дальнейшем БПК - большой противолодочный корабль).
Тактико-техническое задание на проект, получивший номер "1134Б", было выдано Северному ПКБ в 1964 г., когда там работали над дальнейшим развитием кораблей пр.61. Главным конструктором проекта был назначен В.Ф. Аникиев, а главным наблюдающим ВМФ - капитан 2 ранга О.Т. Софронов.
Разработка велась на базе пр. 1134А, но уже по новым нормативам и правилам проектирования боевых надводных кораблей. При сохранении прежнего, принятого для пр.1134А, состава средств ПЛО и гидроакустики, новый корабль предусматривалось дополнительно вооружить двумя ЗРК самообороны "Оса-М" и заменить 57-мм артустановки АК-725 на 76-мм АК-726. Энергетическая установка суммарной мощностью 92 000 л.с. принималась в виде двух многомашинных газотурбинных агрегатов с маршевыми двигателями для обеспечения повышенной экономичности при малых загрузках.
Внедрение на корабль пр.1134Б газотурбинной установки вместо котлотурбинной вызвало увеличение главных размерений и объемов. Отсюда и усиление вооружения пр.1134Б (по сравнению исходным пр.1134А), и изменения в его архитектуре, и увеличение его водоизмещения.
На пр.1134Б была применена конвейерная система хранения и подачи ЗУР, в результате чего их боекомплект составил 96 единиц. Увеличившиеся размерения корабля позволили разместить дополнительно к установленному вооружению еще два зенитно-ракетных комплекса самообороны "Оса-M"; так же на нем были установлены 76-мм артустановки АК-726.
По сравнению со своим прототипом, корабль 1134Б получил более пропорциональные размерения корпуса, обеспечившие ему высокие мореходные качества. Корабль представлял собой логическое завершение линии развития "беркутов" как с технической, так и с архитектурной точек зрения. Несмотря на значительное увеличение главных размерений, новый корабль, тем не менее, выглядел изящным и красивым, отличаясь легким и стремительным силуэтом.
Через два года после принятия в состав флота, в 1977 году, на БПК “Азов” был установлен опытный образец зенитно-ракетного комплекса С-300Ф. В состав опытного образца ЗРК входила две револьверных пусковых установки на 48 ракет и система управления "Форт", которые разместили на месте снятого кормового ЗРК "Шторм".
Оценивая сильные и слабые стороны кораблей пр.1134Б, можно отметить следующее. Вне всякого сомнения, николаевские "беркуты" представляли собой большой шаг вперед в части создания противолодочных кораблей океанской зоны. Они обладали высокими мореходными качествами, мощным вооружением, значительной автономностью и высокими стандартами обитаемости, обеспечивавшими экипажу достаточно комфортные условия длительного пребывания в сложных климатических условиях. Лестную оценку корабли заслуженно получили не только от самих моряков, но и со стороны экспертов потенциального противника. Так, американцы считали корабли типа "Николаев" наиболее удачными и эффективными кораблями ПЛО советской постройки 1970-х гг.
С выходом на боевую службу кораблей пр.1134Б сразу повысилось число обнаружений иностранных подводных лодок. Этому способствовало наличие современных ГАС и вертолета постоянного базирования, обеспечивавших как обнаружение, так и удержание контакта с быстроходными иностранными субмаринами. При этом, в отличие от принятой в ряде западных флотов практики так называемого "допоиска" вертолетами ПЛ в заранее известном районе ее нахождения, советские вертолетчики больше занимались первичным поиском ПЛ на значительном удалении от своего корабля-носителя.
Всего по проекту 1134Б было построено 7 кораблей, 4 из которых служили на Черноморском флоте. Стройные, стремительные и по-военному строгие силуэты БПК пр.1134Б по праву занимают видное место в истории отечественного флота, военного кораблестроения и газотурбинного машиностроения. И если их предшественники, газотурбинные СКР ПВО-ПЛО (БПК) пр.61 за их мелодичное пение газовых турбин, уже после первых встреч на румбах Средиземного, были прозваны американскими моряками "поющими фрегатами", то "Беркуты-Б" вполне заслуживают того, чтобы зваться "поющими крейсерами".